• Полный список стихов
  • Оценки членов РГ
  • Итоги 1 тура
  • Призы читательских симпатий
  • Жюри конкурса
  • Оценки членов жюри
  • Отзывы членов жюри
  • Дипломанты конкурса
  • Победители конкурса


  • Условия приема работ
  • Критерии жанрового деления
  • Регламент проведения
  • Итоги 3 конкурса
  • Japan Foundation
  • Альманах ХАЙКУМЕНА
  • Японская Осень - 2010
  • Как писать русские хайку

  • Альманах Международного конкурса хайку
  • Авторы Альманаха
  • Хайку по русски

  • Младен

    ТРАДИЦИОННЫЕ ХАЙКУ
    
    сельпо на замке
    дождь стучит
    в перевернутое ведро
    
       Этот стих стоял особняком во всей традиционной ленте (ближе всего к нему три огонька и лущение фасоли). Он как-то очень точно отражает одновременно и уныние, и очарование сельской жизни. Что-то вроде вьюнка, захватившего бадью. И в то же время передает внезапно пронизывающее чувство момента, когда – совершенно неожиданно для себя – фокусируешься на этой картине. Он локализует и в пространстве, и во времени (пусть с той поры прошло уже много лет). Отсюда и масштаб (с дальними планами), разворачивающийся, казалось бы, из частного эпизода.
    снежное утро
    на цепочке следов
    дом и собачья будка
       Несмотря на не очень удачную первую строку – которая, тем не менее, воспринимается естественно – импрессионизм изображения делает картинку яркой и неординарной. В нем есть скрытое движение, которое может реализоваться в любой момент.
    летний вечер
    дети кричат
    догоняй!
          Это хайку тоже неправильное, но при этом очень естественное по выражению и многоплановое по рисунку, с вовлечением всех каналов восприятия.
    ночь наступает
    в свете далёких молний
    звенят сверчки
       Этот стих немного корявый ритмически, но именно эти сбои передают напряжение момента – словно подходят передовые силы врага, который вот-вот обрушится на первые заградительные валы.
    праздник кукол
    отблески солнца на стеклах
    армейских грузовиков
       Первые строки в русских хайку часто слишком прямолинейны – если не сказать топорны («летний вечер» «снежное утро» и т.п.). В этом хайку наличествует попытка уйти от этой прямолинейности, но не через российскую, а через японскую примету. Первая часть похвальна, вторая может восприниматься неоднозначно – и даже отрицательно – в том случае, если есть привязка к национальной культуре. Для панхайку это вполне приемлемо. поскольку планетарный масштаб предполагает не подавление деталей отдельных культур, а, скорее, их органический синтез.
    прохлада, прохлада...
    ирисы в синей вазе
       Выдержанный натюрморт в синих тонах.
    на всю деревню
    три огонька в ночи
    и луна...
       Последняя строка – великолепный образчик выражения «широкой русской души» (в контексте): так и читается слегка ошалелое «лунааааа».
    ветреный март
    на самом дне ступки для специй
    душистый горошек
       Может быть, немного коряво выражена вторая строка – но дает мощное послевкусие (посредством шлейфа запахов, наверное). Очень богатый ассоциативный ряд – сказки ведьмы-принцессы.
    брошенный дом –
    в гнезде на божнице
    яйцо стрижа
       Стриж – символ свободы. Яйцо стрижа – символ зарождающейся свободы.
    воробьиный гвалт
    в утренних следах
    талая вода
       Весенняя картинка с глубоко личными авторскими переживаниями по этому поводу.
    домик в осенней глуши
    за излучину реки
    падают звезды
       Немного технически неточно – но масштабно и окрашено очень теплым чувством.
    воскресные сумерки
    старуха лущит фасоль
    в пустом дворе
       Одно из лучших в этой ленте – даже первая строка удачна.
    СОВРЕМЕННЫЕ ХАЙКУ
       В этой номинации было выбрать сложнее не только из-за того, что было много материала, но и из-за того, что стихи были ровнее. С дюжину стихов удалил из окончательного списка скрепя сердце.
    
    звёзды...
    невольно подставляю ладонь
    
       Наверное, это стихотворение больше цепляет из-за ассоциаций с песенным фольклором. Стих отличается импульсной непроизвольностью, что и подкупает читателя в первую очередь.
    чашка разбилась
    никто не заметил
    как выпал снег
       Этот стих также очень хорош – хотя ко второй строке можно придраться. Однако его художественное обобщение также очень масштабно и к тому же очень актуально.
    СЭНРЮ
    
    свидание в роще –
    на их поцелуй ушло
    двенадцать «ку-ку»
    
       Автору удалась третья строка – именно она сделала стих лучшим (близкий только – цыкать зубом).
    ФРИСТАЙЛ
    След самолета
    делит небо пополам
    Пиши мне, ладно?
    
       Подкупает искренностью чувства.

    * Жирным отмечены стихи-призеры