• Полный список стихов
  • Оценки членов РГ
  • Итоги 1 тура
  • Призы читательских симпатий
  • Жюри конкурса
  • Оценки членов жюри
  • Отзывы членов жюри
  • Дипломанты конкурса
  • Победители конкурса


  • Условия приема работ
  • Критерии жанрового деления
  • Регламент проведения
  • Итоги 3 конкурса
  • Japan Foundation
  • Альманах ХАЙКУМЕНА
  • Японская Осень - 2010
  • Как писать русские хайку

  • Альманах Международного конкурса хайку
  • Авторы Альманаха
  • Хайку по русски

  • Татьяна Соколова-Делюсина

       В сущности, выбранные мною стихотворения более или менее равноценны Выбрать из них лучшее, очень трудно, почти невозможно, потому что все они, повторяю, более или менее равноценны. Поэтому выбор сделан условно.
    ТРАДИЦИОННЫЕ ХАЙКУ
    
    кряканье вдали –
    затягивает ряской
    Mлечный путь
    
       Стихотворение привлекает неожиданным «перевертыванием» образа: утиное кряканье мгновенно связывается в сознании с ощущением водной глади, которое подкрепляется упоминанием о ряске. Но последняя строка опрокидывает этот стандартный ассоциативный ряд, подталкивая к совершенно иному восприятию образа. Водяная гладь оказывается небом, а ряска – клочьями облаков. В результате – ощущение слитности и бесконечности окружающего мира. И на втором плане – осенняя печаль, горечь расставания и пр.
    снежное утро
    на цепочке следов
    дом и собачья будка
       В стихотворении несколькими мазками-деталями дан типичный среднерусский зимний пейзаж. Остро ощущаешь его тишину, пустынность и чистоту. Мороз такой, что и собака из дома носу не высунет. Но стоит потянуть за эту цепочку следов, и мгновенно окажешься в уютном мирке теплого дома. Стихотворение напоминает одно из стихотворений Бусона, только там пространство выстроено по вертикали (снег-дом-очаг), а здесь по горизонтали: снег – цепочка следов – дом.
    линия жизни
    взлетела с ладони
    божья коровка
       Довольно лаконичное, но подталкивающее к разнообразным ассоциациям стихотворение. «Линия жизни» – принадлежит взрослому сознанию, божья коровка – детскому. Когда божья коровка улетает на небо – это хороший знак. Но в сочетании с «линией жизни»… Еще неизвестно, кто и куда улетел. Поэтому в целом создается двойственное ощущение (которое и является достоинством этого стихотворения): непосредственность детского восприятия мира накладывается на умудренность взрослого.
    холодный ветер
    забытые прищепки
    сбились в кучу
       Кажется, у кого-то уже было что-то похожее. Но образ прищепок, болтающихся на веревке под дождем или ветром, меня почему-то всегда трогает. Может, я к этим прищепкам питаю особенно теплые чувства, поскольку сама живу за городом и сушу белье на веревках в саду, во всяком случае, забытые на веревке прищепки всегда вызывают у меня острое ощущение жалости – кажутся какими-то всеми брошенными, бесприютными сиротами.
    экран монитора
    из открытого окна
    запах сена
       Это стихотворение привлекает тем, что построено на резком контрасте – монитор и сено – как бы встреча разных времен, разных образов жизни. Еще оно интересно аллитерациями: мониторное о-р-т постепенно переходит в шелестящее сенное к-з-х-с.
    на всю деревню
    три огонька в ночи
    и луна...
       Ничего вроде бы особенного, но сразу же возникает печальная картина уснувшей (поздняя осень или зима) глухой деревни, в которой почти никого уже и не осталось. Яркая луна (непреходящее величие которой контрастирует с эфемерно слабыми, готовыми угаснуть огоньками) усиливает ощущение одиночества, холода, заброшенности.
    с елочного базара
    несет, улыбаясь, старушка
    зеленую ветку
       Тоже очень простое стихотворение, но что-то удивительно милое есть в этой улыбающейся старушке, которая, раздобыв, елочную ветку, несет ее домой, чтобы достойно встретить Новый год. Яркая зелень ветки – контрастирует с старым, покрытым морщинами лицом. И еще – явственное ощущение запаха хвои.
    туманное утро
    между водой и небом
    цапля
       Это стихотворение завораживает, оно как монохромная живопись на свитке. Три соединенных туманом горизонтально расположенных плана: вода – цапля – небо. Очень простой (как всякий лаконичный монохромный пейзаж), но очень изящный и очень восточный образ.
    СОВРЕМЕННЫЕ ХАЙКУ
    
    до скорого
    из Петербурга в Москву
    снегопад
    
       Поразительная лаконичность и словесная четкость (ни одного слова не изменишь, не вставишь, не выкинешь) и острое ощущение горечи расставания.
    Баба на рынке смеётся,
    бусы из красного лука
    повесив на шею.
       Стихотворение привлекает своим жизнеутверждающим настроем. Вроде бы и нет ничего особенного в этой яркой картине, но она заражает своей энергией.
    Эхо в горах
    Ты не один
    Один
       Стихотворение прекрасное по лаконичной точности образа, подкрепленной еще и умелой ритмической организацией. Пожалуй, его тоже можно считать лучшим в этой номинации. Во всяком случае, оно ничем не уступает первому.
    Слушал всю ночь
    как стоят старые ходики
    в комнате деда
       Очень грустное, пронзительно грустное стихотворение. Слушать, как стоят часы, вслушиваться в тишину – как правило, это бывает, когда испытываешь щемящее чувство утраты и собственного одиночества. Человека нет, не бьется его сердце, и часы тоже замолкли – те часы, которые он заводил, которые жили всегда рядом и вместе с ним.
    Одной рукой сына,
    Другой – поминальный венок, –
    Троица.
       Может, немного в лоб, но очень впечатляющий образ триединства.
    Лежа в борозде
    Вижу неба синеву
    Забытый клубень.
       Умелое соединение природного и человеческого (какое уж тут современное хайку!), как положено в традиционных хайку, переливание одного в другое. Ощущение собственной забытости-заброшенности и одновременно – свой принадлежности миру природы.
    ламбада в кафе
    покачиваются у берега
    пара щепок
       Может и простое стихотворение, но довольно изящное. Щепки – у берега и пары – в кафе. Довольно-таки убедительно.
    густой снегопад
    заполняется тишиной
    щель в заборе
       Снег – всегда связан с тишиной, и это ощущение в стихотворении передано совершенно точно. Раньше сквозь щели в заборе чего только не мелькало, чего только не звучало, теперь они не пропускают ни звука, ни тени.
    чистописание
    первоклашки
    розовый язычок
       Чистописание, прописи, детская чистота (розовый язычок ее подчеркивает очень удачно) – создают очень привлекательный образ. Так и видишь эту первоклашку.
    пустое поле
    пугало стоит
    спустя рукава
       В этом стихотворении привлекает прежде всего удачная словесная игра: переход от «пустого поля» к «спустя рукава». Вроде бы обычный образ, а за ним – и одиночество и ощущение собственной никчемности, заброшенности. Когда вокруг пусто, вроде бы и делать нечего, вот и стоишь «спустя рукава»…
    млечный путь
    на обочине
    с сеткой бутылок бомж
       Возвышенный образ Млечного пути контрастирует с бомжом. А бутылки, может, еще и поблескивают, как звезды. Довольно-таки занятный контраст. (Кстати, стихотворение вполне традиционное по структуре, просто написано «современным» человеком, которому бомж понятнее «традиционного» бродяги).
    Звездная ночь
    Неслышно пролетел
    Окурок с верхнего балкона.
       Это стихотворение тоже вполне традиционное, построенное на контрасте – звезды (может и падающие) и летящий вниз, рассыпающий искры окурок (высокое-низкое). «Неслышно» тоже не просто так – звездной ночью лучше любоваться молча.
    желтая бабочка
    больше ничего
    из событий этого дня
       Это стихотворение (тоже, кстати, вполне традиционное, напоминающее стихотворение Судзуки Масадзё «Та история давняя / Приснилась? Или пригрезилась? / Осенняя бабочка…») создает удивительно точный психологический образ – яркая деталь, словно блокирующая (сознательно или бессознательно) остальные воспоминания.
    СЭНРЮ
    
    красный –
    успеваешь
    накрасить губы
    
       Стихотворений о напомаженных губах довольно много, но, пожалуй, это самое точное попадание в смысле сэнрю.
    ссора под вечер
    что ты снова делаешь ...
    в моем сне
       Это стихотворение тоже можно было бы отнести к лучшим. Оно умело построено, образ простой и понятный.
    смотрим с жабой
    друг на друга
    ну не красавцы
       Тут и ассоциация с Иссой, да и вообще неплохо. Во всяком случае, ирония присутствует.
    набрав его номер,
    она в который раз
    поправила прическу
       Не уверена, что это сэнрю, но стихотворение психологически очень точное и комический момент присутствует.
    весна...
    в очереди к стоматологу
    старушка красит губы
       Старушка, красящая губы, да еще в очереди к стоматологу – образ жалобный, но довольно забавный.
    закрыла книгу –
    пускай они подольше
    побудут вместе
       Ирония ли это в свой адрес или просто фиксация трогательно-девического душевного движения? Сэнрю это стихотворение можно назвать с большой натяжкой, но в целом оно довольно выразительно.
    ФРИСТАЙЛ
    Ясное зимнее утро
    Избы спускаются с небес
    На верёвках дыма
    
       Стихотворение дает довольно яркий образ, хотя над его словесным воплощением стоило бы еще поработать. «Ясное зимнее утро» – многовато эпитетов.
    Весенний снег
    пустых ожиданий
    размытая тушь
       Это довольно изящное стихотворение, не совсем понятно только, почему оно отнесено к фристайлу. Тающий снег – тающие надежды. По-моему, неплохое хайку. все конечно конечно но не все кончено    Тут, может, немного нарочитая и неуклюжая игра слов, но задумано неплохо.
    След самолета
    делит небо пополам
    Пиши мне, ладно?
       Через след самолета (делящий небо пополам) – выражена острая горечь разлуки (ты в одной половине, я – в другой). Тоже непонятно, почему это фристайл. По-моему, это вообще одно из лучших стихотворений.
    в хорошие руки
    как щенков беспородных
    книжки своих стихов
       Это стихотворение и словесно построено прекрасно, и по мысли очень мне импонирует.
    на мокром
    от слез платке
    ярче цветы
       Вроде бы все просто – но за этим угадывается: пострадав, начинаешь видеть мир и жизнь в ином свете.

    * Жирным отмечены стихи-призеры